Основное назначение подогреваемых топливозаборников (сокращённо ТП) состоит в заборе дизельного топлива из топливного бака при широком диапазоне температур снаружи автомобиля. Особенно важным является его использование при пониженных температурах, достигающих -40°С. При такой температуре штатные заборники топлива теряют способность забора застывшего и загустевшего дизельного топлива и без подогреваемых моделей не обойтись. Специальный электронагреватель, запускаемый и запитываемый от автомобильного аккумулятора, служит для подогрева топлива и щелевого фильтра в подогреваемом топливозаборнике.
Для маршевого подогрева дизтоплива при запущенном двигателе используется топливо обработки, разогретом в ТП-101 или ТП-102, либо антифриз из системы охлаждения двигателя, разогретый в ТП-201, ТП-202, ТП-301 или ТП-302. Также в ТП-201 и ТП-202 имеется дополнительный подогрев топлива при контакте с топливом обратки, предварительно разогретом. Для этого топливозаборники имеют спецсмеситель, перемешивающий обратное топливо с исходным забираемым топливом.
Такой подогрев топлива позволяет экономить энергоёмкость аккумулятора и обеспечивать качественную проходимость по всему пути топливной магистрали нагретого топлива. При пониженных температурах возможно совместное использование электрического и жидкостного подогрева.
Подогреваемые топливозаборники из серий ТП-100, ТП-200 и ТП-300 во всех своих модификациях имеют одинаковую длину и размеры присоединения по фланцу и штуцерам, которые соответствуют стандартным параметрам топливозаборников МАЗа, КамАЗа и других грузовых автомобилей. Другими словами, подогреваемые топливозаборники могут с успехом заменить стандартные, в том числе топлизаборники, приспособленные к зимним условиям.
Подогреваемые топливозаборники могут иметь ручное управление подогревом и автоматическое (СПА-101 или СПА-201). В первом случае выключатель следует устанавливать в салоне таким образом, чтобы с места водителя его индикация была хорошо различима и видна. Система включения проста: нажал клавишу – включил подогреватель.
Основные технические и конструкционные особенности подогреваемых топливозаборников следующие.
Топлизаборник состоит из щелевого фильтра грубой очистки дизтоплива, электрического нагревателя (вибро-, пожаро- и взрывобезопасные), служащего для разогрева щелевого фильтра и топлива перед пуском, поверхностного плёночного подогревателя для проточной жидкости (топлива), штуцера ввода кабеля и фланца, имеющего в своём составе коллектор, а также штуцера ввода/вывода жидких сред.
Данный топливозаборник способен выполнять забор топлива при диапазоне температур от -40°С до +45°С, имеет напряжение питание 12 или 24 В и может работать без перебоев при перепадах напряжения в пределах 70-130 % от номинала. Электрический подогреватель разогревает топливо и щелевой фильтр в период предпусковой в течение 5-10 минут. За это время достигается температура депарафинизации, то есть плавления парафинов, образующихся в дизельном топливе при низких температурах.
Когда температура охлаждающей жидкости на входе в заборник топлива достигает +60°С, тот может служить подогревателем исходного топлива не менее, чем на 30 градусах, если температура в баке отрицательная.
Топливозаборник имеет следующие исполнения по ряду критериев:
- по рабочему режиму – S1;
- по месту размещения и условиям работы – категория Ж (в соответствие с ГОСТ 3940);
- по климату – ХЛ2 (в соответствие с ГОСТ 15150), что соответствует надёжной работе при температуре окружающей среды в диапазоне от -40°С до +45 °С.
Оболочка топливного заборника, в соответствие с ГОСТ 14254 имеет следующие степени защиты:
- для части, входящей в контакт с дизтопливом внутри бака – не ниже IP68;
- для наружной части топлизаборника – не менее IP67.
У подогреваемых топливозаборником срок службы составляет не менее 5 лет, срок хранения при правильной консервации и упаковке – не менее двух лет. Наработка же на отказ в среднем у таких топлизаборников составляет не менее 3 тысяч часов.
Основные технические характеристики топливозаборников ТУ РБ 100009933.005-2002 с изм.1Наименование | Модель, модификация | ||||||||||||
ТП-101 | ТП-102 | ТП-201 | ТП-202 | ТП-301 | ТП-302 | ||||||||
Напряжение питания постоянного тока, В | 12/24 | 12/24 | 12/24 | 12/24 | 24 | 24 | |||||||
Сопротивление электрического нагревателя, Ом | 2,2/4,7 | 1,1/3,5 | 2,2/4,7 | 1,1/3,5 | 3,5 | 3,5 | |||||||
Максимальный ток при включении, А, не более | 10/7,5 | 15/10 | 10/7,5 | 15/10 | 10 | 10 | |||||||
Номинальная электрическая мощность, Вт | 70/100 | 120/150 | 70/100 | 120/150 | 150 | 150 | |||||||
Номинальная тепловая мощность поверхностного жидкостного нагревателя, Вт, не менее, при температуре горячей охлаждающей жидкости 60°С и длине погружаемой части, мм, 340 430 520 690 |
– | – | 250 | 350 | 500 610 690 800 |
750 900 1000 1200 |
|||||||
Максимальный расход дизельного топлива, л/ч | 420 | 420 | 420 | 650 | 420 | 650 | |||||||
Расход горячей охлаждающей жидкости, л/ч | – | – | 200 –500 | 350– 900 | 200–500 | 350 –900 | |||||||
Диапазон рабочих температур по топливу, исполнение | от -40°С до +45°С, ХЛ2 | ||||||||||||
Минимальный диаметр отверстия в топливном баке для установки топливозаборника, мм | 39,0 | 39,0/46,0 | 39.0 | 46,0 | |||||||||
Максимальная высота над топливным баком, мм | 55,0-60,0* | 47,0-55,0* | |||||||||||
Диаметры штуцеров, мм: - для забора топлива и ввода обратки - для подачи и отвода горячей охлаждающей жидкости |
10х1** (12х1) |
10х1** (14х1) |
12х1** (16х1) |
10х1** (14х1) |
12х1** (16х1) |
||||||||
Диаметры штуцеров, мм: - для забора топлива и ввода обратки - для подачи и отвода горячей охлаждающей жидкости |
10х1** (12х1) |
10х1** (14х1) |
12х1** (16х1) |
10х1** (14х1) |
12х1** (16х1) |
||||||||
Материал корпуса и штуцеров | Нержавеющая сталь типа 12Х18Н10Т |
Нержавеющая сталь типа 12Х18Н10Т, термо- и бензостойкий пластик |
|||||||||||
Управление подогревом | Ручное, автоматическое с подключением к СПА | ||||||||||||
Режим работы | Продолжительный |
* - зависит от размеров фланца бака автомобиля
** - зависит от размеров штатного штуцера автомобиля
Стандартная комплектация подогреваемых топлизаборников состоит, собственно, из самого топливозаборника, монтажного и электромонтажного комплектов, паспорта и инструкции по установке и использованию топливозаборника.
Разберёмся в маркировке ТП-201/L-1 24В ТУ РБ 100009933.005-2002.
Обо всём по порядку. ТП-2 обозначает модель топливозаборника, а 01- его модификацию. /L – так обозначается длина топлизаборника, погружаемая в топливные бак, выраженная в мм. Далее может идти цифра 1 или 2, что означает наличие электромонтажного комплекта для ручного или автоматического управления подогревом соответственно. Понятно, что 24В – это питающее напряжение автомобильной электрической сети.
МОНТАЖ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ
МОНТАЖ

рис.2 Схема электрическая принципиальная подключения топливозаборника однопроводная (переключатель с подсветкой)

рис.3Схема электрическая принципиальная подключения топливозаборника однопроводная (переключатель без подсветки)
Расшифровка буквенной маркировки проводов:
к - красный или коричневый
г(ф) - голубой или фиолетовый
ж - желтый или оранжевый
ч - черный
ж/ч (к/ч) - желто-черный или красно-черный
ЕН1 - Нагреватель позисторный НМК.ОТ015.200.000.00
FU1 - Предохранитель 15А
КА1 - Реле
SA1 - Переключатель с подсветкой
R1 - Резистор
Х1 - Разъем
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
- Рассматриваемый топливосборник монтируется в топливном баке в вертикальном положении. Его конструктивные особенности и размеры аналогичны, что и штатных топливосборниках КамАЗа и ряда других грузовых автомобилей. Именно поэтому для установки подогреваемого топливосборника вместо стандартного не требуется никаких доработок, достаточно его просто заменить.
- Если по каким-либо причинам требуется сохранить штатный топливосборник, а подогреваемая модель также нужна, она устанавливается на поверхности топливного бака в дополнительное отверстие. Для этого применяются специальные крепёжные полукольца, имеющиеся в стандартном комплекте подогреваемого топливосборника.
- Порядок его установки таков: сначала выбирается место на баке и вырезается соответствующее отверстие под топливосборник диаметром 39 мм. Затем, после его установки, размечаются дополнительные отверстия (5 штук диаметром по 6 мм). Учтите, что при сверлении топливосборник должен быть извлечён из топливного бака. Далее следует наложить крепёжные кольца так, чтобы их оси совпадали с осями отверстий в баке. Для снимая их размечаем два технологических отверстия диаметром 6 мм под головки винтов с метрической резьбой М5. После удаления стружек и опилок, устанавливаем и крепим внутри бака полукольца, а затем и сам топливосборник, используя резиновую прокладку.
- Теперь рассмотрим особенности подключения подогреваемых топлисборников из разных модельных рядов. Начнём с серии ТП-100. Здесь нагреватель подключается к бортовой электрической схеме по обычной однопроводной схеме. При этом пригодится стандартный электромонтажный комплект. Стоит учитывать, что «отрицательные» провода нужно замыкать на автомобильный корпус в местах, близких от данных узлов. Предохранительное реле крепится под крышкой приборного щитка, а провод, начинающийся на разъёме топливного сборника, прокладывается до кабины водителя по уже имеющемуся жгуту проводов, закрепляясь на нём хомутами или бандажами. Как уже было отмечено, выключатель топливосборника с индикатором устанавливается в зоне видимости относительно водительского места. Если же данный выключатель не имеет подсветки, то рядом с ним дополнительно на держателе устанавливается светодиод. При технической необходимости или по требованию заказчика топливозаборники могут подключаться к автомобильной электросети по специальной двухпроводной схеме.
- Топливосборники серии ТП-200 имеют некоторые отличия. Во-первых, топливосборник подключается к системе охлаждения двигателя, для чего используются напорные резиновые рукава. Ими нужно запастись заранее, поскольку в поставочном комплекте их нет. Крепление перепускного узла выполняется винтами с метрической резьбой М6, а рукавов – хомутами, имеющимися в комплекте монтажных элементов. Также при монтаже резиновых рукавов следует помнить, что при работе должны быть исключены перегибы, которые уменьшают их сечение, обеспечена защита от перетирания рукавов, особенно в местах крепления (можно здесь использовать обычные резиновые прокладки) и защита от разрушающего действия повышенных температур, возникающих в зоне расположения выхлопной системы (коллектора). В остальном крепление подогреваемого топливосборника дизельного топлива ТП-200 ничем не отличается от крепления аналогичного, но из серии ТП-100.